Мария Епанчинцева
Тенденции в архитектуре
Стремительно меняющиеся 90-е и нервные нулевые подарили миру расцвет бионики и деконструктивизма. Архитекторы демонстрировали безграничные возможности новых строительных конструкций и материалов, создавая невероятные, поражающие воображение объемы.
Постройки, похожие на капли оплавленного воска, на груды коробок, на подточенные ветром айсберги были сложны для восприятия даже профессиональной публикой, не говоря уже об обывателях.
К тому же, здания, построенные поперёк всех привычных законов зодчества - а это было их главной
гордостью - было практически невозможно органично вписать в существующую городскую структуру.
Будучи слишком дорогими для массового строительства, эти архитектурные подходы почти не
нашли применения в жилой застройке, но косвенным образом повлияли и на неё: хорошее здание в тот период ни в коем случае не могло быть обычным, простым. Чем дороже была стройка, тем явственней она должна была демонстрировать имеющиеся возможности — конструктивные, административные, финансовые.

Сегодня люди, находящиеся круглосуточно в потоке новой информации, захотели визуального покоя. В нашу жизнь пришло понятие осознанного потребления, дауншифтинг распространился даже в среде обеспеченных людей, и сегодня жители города хотят, чтобы архитектурная среда была не более чем декорацией к жизни, а не главным актером на сцене.
В этом контексте возникают новые архитектурные тенденции, которые мы попробуем описать.

Одной из ключевых особенностей современного подхода можно назвать цельность объема здания.
Архитектор больше не старается разделить фасад на контрастные по цвету и фактуре части и из этих частей собрать композицию. Вместо этого лаконичный объём, как правило простой параллелепипед, делится равные части однородной решёткой проёмов и пилонов. Иногда встречается сбивка ритма на углах или в уровне первого этажа, но часто проектировщики обходятся и без этого. Композиция фасада, таким образом, сводится к равномерной прямоугольной сетке.
Декорирование фасада часто отсутствует как таковое, но иногда, всё же, остаётся в нюансных деталях, таких как рустованная кладка, скруглённые углы и откосы проёмов, ламели на окнах и витражах, выступающие пилоны, контрастные ограждения балконов.

Намеренный аскетизм в использовании выразительных средств при работе над внешним обликом постройки привел к тому, что назначение здания, которое раньше мог определить на глаз даже не специалист, теперь замаскировано. Офис выглядит как больница, жилой дом как офис, мы не можем с уверенностью сказать отель перед нами или выставочный зал, пока не прочитаем вывеску над входом. Тенденция, на первый взгляд, спорная, однако она позволяет найти нестандартные подходы к привычным объектам, по новому взглянуть на обыденные вещи, органичнее вписывать здания в сложившуюся городскую структуру, а само здание проектировать более адаптивным в условиях быстро меняющихся потребностей города.

Лаконичность форм смещает акцент восприятия на материалы отделки. Проектировщики предлагают
зрителю обратить внимание на красоту клинкера, богатство текстур натурального камня,
мерцание полированного металла, на их сочетание между собой, контрасты цветов и фактур.
Дорогая отделка становится одним из главных показателей статусности объекта.

В условиях почти полного отказа от декора, от композиционных членений, от всего того, что раньше составляло архитектурную выразительность здания, возникает вопрос, как придать зданию своеобразие, не сделать его скучным? Один из ответов — цвет. За последние годы, кажется, не осталось оттенков в которые архитекторы бы не раскрасили свои постройки.
Совсем недавно даже детали яркого цвета считались вызовом; зелёные, лиловые, коралловые оттенки были табу для архитекторов, которые выбирали между белым, серым и несколькими оттенками кирпича. Теперь же яркими, насыщенными тонами заполняют всю плоскость стены и алым, угольно-чёрным, мятного или розового цвета зданием уже никого не поразить, они заполнили страницы архитектурных изданий и всё чаще встречаются на улицах городов по всему миру.

Другой способ сделать облик здания живее, придать ему игривости и мягкости - использование арок.
Этот приём получил невероятно широкое распространение в современном проектировании и по праву может считаться приметой времени. Во множестве знаковых построек арки играют ключевую роль в создании запоминающегося образа. Несмотря на кажущуюся простоту приёма, архитекторам удалось найти множество своеобразных подходов к его применению, необычных трактовок формы, которая то чередуется с прямоугольными проёмами, то непредсказуемо меняет ширину, то сжимается, превращаясь в эллипс, а иногда даже разворачивается перед нами в горизонтальной плоскости.

Безусловно, описанными выше приемами современная архитектура не ограничивается. Интерактивность и мобильность внешнего и внутреннего облика здания, упор на экологичное строительство и эксплуатацию, концептуальность идеи здания, которое может стать философским или политическим высказыванием и многие другие тенденции, каждая из которых заслуживает интереса и может стать предметом отдельной статьи.
Made on
Tilda